Рубцовская городская общественная организация им. Н. К. Рериха
С VII
века н.э. Тибет становится цитаделью северного буддизма. Словно птичьи гнезда приютились
по склонам Гималайских гор монастыри различных буддийских сект. "Нужно
было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы
укрепляться на таких высотах", - писал Рерих..
____________________________________________________________________
Картина
из серии "Гималаи". Даже самые высокие вершины Гималайских гор были
доступны кисти художника. Эверест - величайшая из них. "Гималаи, зачем же
нужно о них мыслить, вспоминать и к ним устремляться? Хотя бы мысленное
приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь
все по-своему стремится к прекрасному".
Каменные пещеры в горах всегда привлекали
воображение художника. Сюжетами многих его картин служили старинные предания о
пещерах, ведущих в глубокие подземелья, где "собраны сокровища от начала
мира".
Изображен зимний пейзаж долины Кулу. Вид с
нагорий Западных Гималаев.
_____________________________________________________________________
Картина
написана Рерихом спустя несколько лет после его знаменитой Центрально-Азиатской
экспедиции. Художник синтезировал в ней свои впечатления от архитектурыгородов
и монастырей, стоящих на склонах Гималаев. Лхаса - столица Тибета. Здесь
находилась Потала - дворец Далай-Ламы, религиозного главы Тибета.
_________________________________________________________________________
Гуга Чохан - имя древнего
индийского князя. В Раджастане, одной из самых воинственных областей Индии,
было широко распространено его скульптурное изображение. Одно из них стояло
перед домом художника в долине Кулу и не раз служило моделью для его картин.
Путешествуя по Востоку, Рерих глубоко
изучил его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с
древними буддийскими учениями. Одно из них и послужило сюжетом картины
"Сантана". Буддисты считали, что реальный мир иллюзорен, а жизнь с ее
страданиями, заблуждениями и так далее, не имеет ни начал, ни конца, и называли
этот бесконечный потокжизни Сантаной, сравнивая его с бурной рекой Сантаной.
Они считали, что мудрым окажется тот, кто вырвется из этого потока, став только
его созерцателем.
Изображение меча, найденное экспедицией
Рериха в древнем урочище Карга, в Тибете, послужило. по свидетельству
художника, сюжетом для его картины. Подобные мечи на скалах приписывались тибетцами
и монголами легендарному герою Гесэр-хану, с именем которого связывались в
народе чаяния новой жизни.
Картина
завершает грандиозный гималайский цикл Рериха. Художник в последние годы жизни
мечтал о возвращении на Родину, но память о высочайших вершинах Земли он хотел
сохранить в своем сердце. "О, Бхарата, наипрекраснейшая, - обращался Рерих
к Индии, - позволь мне послать тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед
всем твоим величием и вдохновением, которыми полны твои древние города и храмы,
твои луга, священные реки и Гималаи".
Сюжет
взят из древних буддийских сказаний о Майтрейе, который, как верили
последователи учения Будды, должен был со временем появиться на земле и
принести с собойнаступление светлого века - Сатья Юга. В картине Майтрейя
символически изображен в образе облачного всадника. Написанная на картине
огромная фигура богини милосердия - Дуккар многорукая - не раз встречалась
Рерихом высеченной на скалах Тибета.
Сюжет
взят из восточных сказаний о пещерах, хранящих сокровища. Во время
Центрально-азиатской экспедиции Рерих записал рассказ о том, что "под
Кинченджангой притаились пещеры, где хранимы сокровища. В каменных гробах
молятся пещерники, истязая себя во имя будущего. Но будущее уже овеяно солнцем.
Уже не в тайных пещерах, но в солнечном свете почитание и ожидание Майтрейи
Будды".
Сюжет
взят из живых впечатлений художника, полученных во время Центрально-Азиатской
экспедиции 1925-1928 годов. "Пройдя четыре снеговых перевала уже в
пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В Долине, окруженной
высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При
закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная
тибетская картина, перед ней сидела тесная группа людей в глубоком почтительном
молчании. Лама пел о бесчисленных сокровищах Великого Владыки Шамбалы... Горят
костры, эти светляки пустыни".
Сюжетом
послужил старинный обычай, существовавший в Тибете - во время сильных ветров
или снежных бурь в горах ламы разбрасывали бумажных коней, посылая их как бы на
помощь оказавшимся в беде путникам.
Картина
написана на сюжет монгольских преданий о коне счастья - Эрдени Мори. Его
изображения Рерих встречал в селениях Центральной Азии и Тибета. По народным
повериям, всюду, где появлялся Эрдени Мори, несущий на своей спине Сокровище
Мира, наступало счастье. "Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его
сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит
великий белый конь..."
Сюжет взят
из тибетских сказаний о стражах гор, зорко охраняющих Гималаи. Таинственный
ТибетЮ с его вознесенными на скалы монастырями и ступами, изолированный от
всего света, порождал среди людей удивительные легенды.
Рубцовская городская общественная организация им. Н. К. Рериха